Home » Воспоминания выпускников

Воспоминания выпускников

Воспоминания выпускницы ветотделения 1974 года Людмилы Борисовны Шараповой (Мукуновой)

Свои воспоминания о нашем юбилейном выпуске 1974 г. – 2019 г. (45 лет) хочется начать со слов великого ученого И.П. Павлова: «Медицинский врач лечит человека, а ветеринарный врач – человечество». Об этом нам всегда говорили наши любимые преподаватели: Корнеева Таисия Алексеевна, Борисов Юрий Николаевич, Зубко Иван Илларионович, Скрипников Владимир Яковлевич, Скрипникова Вера Ивановна, Манкевич Ирина Михайловна, Эренженов Урубжур Сарелович, Лотникова Тамара Даниловна.

Когда мы переступили порог нашего родного техникума нас встретили классные руководители: Любовь Ивановна Ильченко, Алла Павловна Вострикова (в дальнейшем Владимир Яковлевич Скрипников), Александр Александрович Чурюмов и взяли нас под свою опеку.

Наш курс состоял из трех групп – Вет «А», Вет «Б» и спец группа Вет «В». Студенческие годы пролетели быстро и весело. Старались учиться хорошо и не пропускать занятия. Нас сплотили общие работы на уборке зерновых и бахчевых культур, спортивные секции. А также нас ежегодно посылали на сакманы, на помощь в хозяйства при эпизоотологических вспышках ящура и других заболеваний.

На 26 съезде ВЛКСМ животноводство было объявлено ударным делом. Наши студенты сразу поддержали инициативу стать чабанами и это были Ильгеев Борис, Потлов Павел, Морокин Николай и студенты зоотехнического отделения. Очень интересно и содержательно проходили практические и лабораторные занятия в учебном хозяйстве и лабораториях. И всегда нам помогали наши незаменимые лаборанты: Гармаш Антонина Тихоновна, Ногина Валентина Ильинична, Тагиева Вера Григорьевна. До сих пор в лаборатории анатомии хранятся наглядные учебные пособия, изготовленные силами студентов нашего курса и преподавателями, это мумифицированная лошадь, эмбрионы различных животных.

Учебное хозяйство техникума занимало большую территорию, мы проходили практику на МТФ, ОТФ, СТФ, конюшне, телятнике и были

незаменимыми помощниками дояркам, телятницам, свинаркам и чабанам. Эта практика очень пригодилась при работе в хозяйствах.

    После окончания БСХТ мы все по распределению разъехались по хозяйствам Калмыкии, Ростовской и Волгоградской областей, Ставропольского и Краснодарского краев. Основная часть ребят ушла в армию, а девочки приступили к работе ветфельдшерами, веттехниками и лаборантами. В дальнейшем многие получили высшее образование и посвятили свою жизнь ветеринарной службе: Альмтаев Алексей Алексеевич – заслуженный ветврач РФ, главный ветврач Ики-Бурульского района, Потлов Павел Васильевич – заслуженный ветврач РФ, глава КФХ, Морокин Николай Дмитриевич – заместитель генерального директора Союза животноводов России по ЮФО Министерства сельского хозяйства РФ, Пшеничный Николай Михайлович – главный ветврач колхоза «Ленинец» Городовиковского района, Ткачева (Кононцева) Нина Федоровна – ведущий ветврач серологического отдела ветеринарной лаборатории ООО «Ставропольский бройлер», Нимяев Владимир Анатольевич – ветврач учебного хозяйства, совхоза «Комсомолец» Городовиковского района, Береза (Тимченко) Нина Петровна – ветфельдшер совхоза «Вознесеновский» Апанасенского района Ставропольского края, Медведева (Охтина) Надежда Викторовна – ветфельдшер совхоза «Маныческий» Зерноградского района Ростовской области, Петрошевич (Савченко) Вера Семеновна – ветфельдшер с. Ульяновское Яшалтинского района Республики Калмыкия, Амнинов Анатолий Санжанович и Очирова (Амнинова) Елена Сакаевна – ветфельдшеры колхоза им. Чапаева Городовиковского района, Манджиева (Гечинова) Светлана Баловна – лаборант химико-токсикологического отдела Ики-Бурульской ветеринарной лаборатории, врач-терапевт ветеринарной станции Ики-Бурульского района.

За эти сорок пять лет после окончания техникума, мы часто встречались на юбилейные даты – 10, 20, 25, 30, 35, 40 лет и всегда для нас были радушно открыты двери нашего любимого учебного заведения, в котором прошла наша юность и первая любовь. А сейчас здесь учатся наши внуки.

При каждой встрече мы с теплотой вспоминаем наших наставников, которые дали нам неоценимые знания и мы их пронесли через всю свою жизнь. К великому сожалению, уже многих преподавателей нет с нами, но светлая память о них всегда жива в наших сердцах. Пожелаем родному колледжу дальнейшего процветания!

Из воспоминаний выпускника 1974 года Егупова Валерия Павловича, зам.председателя СПК колхоза «Родина» по механизации

В далёком 1970 году, когда я закончил 10 классов Дмитриевской средней школы №8 я не раздумывая, сразу же принял решение поступать на механическое

отделение Башантинского совхоза-техникума, которое открывалось в этом же году. Первый год конкурс был не очень большой, потому что ещё мало кто знал что открылось механическое отделение. Так что наша группа 1мех «Б» и 1 мех «А» стали пионерами вновь открывшегося механического отделения. Классным руководителем у нас стал Фёдоров Василий Григорьевич, в параллельной Денисов Владимир Адьянович. Это преподаватели были просто от бога, они вкладывали душу в каждого ученика. Переживали за каждого из нас, старались. Вели большую воспитательную работу в своих классах.

В нашей группе 7 человек были ребята, которые отслужили в армии, работали на производстве, кто работал шофёром, кто на тракторе, некоторые были семейные, но они хотели учиться и получить специальность. Директором техникума в то время был Эренженов, заместителем был Борисов — он был фронтовик и ходил с палочкой, его сын Александр учился с нами в одной группе. Заведующей механическим отделением была Кохреидзе Лариса Алексеевна. Как правило, первый курс — это изучение общеобразовательных предметов, которые в школе изучают в 9-10 классах, одним словом общеобразовательные дисциплины. По национальным признакам никаких делений не было, дружно жили и дружили между собой русские и калмыки, чеченцы, карачаевцы, дагестанцы и украинцы.

Совхоз-техникум это сельскохозяйственное предприятие с наличием учебной базы для обучения студентов сельскохозяйственного назначения. Что касается механического отделения, то оно рождалось нами на пустом месте и всё начиналось с чистого листа. Не было никакой учебной базы — было только одно желание у студентов учиться, у преподавателей — учить.

После второго семестра 2 курса учиться становилось интересней, потому что нам начали преподавать предметы по специальности. К нам на отделение пришли работать опытные преподаватели с училища механизации Тарасов Виктор Федорович, преподавал «Тракторы и автомобили», Воронкин Евгений Герасимович преподавал «Сельскохозяйственные машины», Яковлев Иван Ефимович вёл «Электротехнику» и «Черчение». Данько Николай Афанасьевич преподавал «Теплотехнику и Гидравлику», он начинал вести этот предмет, даже не имея учебника, просто с головы. В наше время не было никакой наглядной агитации, плакаты были старые, потрёпанные с училища механизации. Но у нас у всех было желание учиться, поэтому мы сами себе делали всё что могли. С помощью ножовочного полотна распиливали узлы и агрегаты чтобы как-то доступней было их изучать. Буквально всё нам преподавалось на пальцах и только опыт и желание преподавателей учить нас делали своё дело.

Нас водили в «Сельхозтехнику» чтобы хоть как-то что-то показать, как выглядит та или иная сельхозмашина, возили на Волгоградский тракторный

завод, который поставлял свои тракторы на весь Советский Союз, возили на машинно-испытательную станцию, старались как-то расширить наш кругозор в вопросах познания техники. Хотя и база была слабая — учиться всё равно было очень интересно. В то время мы изучали трактор ДТ-75, комбайн СК-4, автомобили Газ-52, 53 автомобиль Зил-164, такая техника была в то время в сельском хозяйстве. Когда мы учились на шоферов в автошколе, то вождение мы проходили на Газ-63, это был такой военный бортовой автомобиль.

    Но механическое отделение развивалось, уже стало больше групп механиков, в техникум приходят новые преподаватели, поступают плакаты, макеты и другая наглядная агитация, начала поступать техника, оборудовали площадку для её хранения. Общежитий, конечно, не хватало, и только остронуждающиеся в них проживали, а в основном жили по квартирам. На 3 и 4 курсе учиться стало намного интересней, потому что начали изучать предметы, которые соответствуют нашей будущей профессии. Наш классный руководитель Федоров Василий Григорьевич преподавал нам «Сопротивление материалов» и «Черчение», оба предмета он знал что называется «на зубок», хотя, что говорить предметы оба были для нас трудные, но только благодаря тому, что Василий Григорьевич сам любил эти предметы он очень доступно и с любовью преподавал их нам.

    Надежда Ивановна Шлыкова преподавала нам «Механизацию животноводства» Казалось бы, это не женский предмет — а как она в нём разбиралась, как доступно и грамотно она нам излагала каждый раздел этой непростой дисциплины. Я после 2 курса работал тоже на комбайне у своего наставника, только на новом комбайне СК-4 «А», после 3 курса работал на каникулах на тракторе ДТ-54 с дождевальной установкой ДДА-100, вот где была хорошая практик.

Когда мы с Виктором Гунько учились на 4 курсе, из нашего села в техникуме на различных отделениях училось примерно 30 человек на очном отделении, где-то 10 человек учились на заочном отделении. Вечером в воскресенье в Городовиковск на автобусе уехать было просто невозможно. Он был забит студентами с нашего села. Вместе с нами, только на агрономическом отделении учился Душка Николай Леонидович, который руководил нашим хозяйством 25 лет. Он его принял отстающим, создал команду специалистов-единомышленников в основном из бывших студентов БСХТ и в короткое время вывел наше хозяйство в число лучших не только в Ставропольском крае, но и в России.

Руководящий состав нашего хозяйства — это в основном выпускники нашего

техникума всех направлений, которые в настоящее время руководят вверенным им подразделениями и добиваются хороших результатов. Основу инженерной службы нашего хозяйства составляют выпускники нашего техникума.

    Более 30 лет работают механиками бригад Мороз, Луценко, Суббота, Ищенко,  механик автогаража выпускник нашего техникума Колодко Николай Николаевич, всю жизнь заведующим мастерскими работает Брязгун, который чётко знает и любит свою работу, много лет работают специалистами инженерной службы Батурин, Луценко — это настоящие до мозга костей механики знающие и любящие свою профессия которой они посвятили свою жизнь.

    В других отраслях нашего хозяйства также работают выпускники техникума, более 40 лет возглавляет производственный участок выпускник агрономического отделения 1975 года Дохленко, многолет работает руководителем крупного участка Котов и постоянно добивается высоких показателей. В наши годы поступить в БСХТ была мечта каждого молодого человека в нашем селе, потому что именно наш техникум — это была настоящая кузница кадров для села.

Я высшее образование получал окончив Ставропольский аграрный университет. Много наших выпускников работают на различных направлениях по всему Ставрополью. Мне бы хотелось рассказать об одном из них — это Федорян Анатолий Михайлович — он выпускник нашего техникума и сегодня является одним из ведущих специалистов Юга России по продукции ГАЗ. Выпускник нашего техникума Ищенко А.И. более 40 лет возглавляет отдел снабжения в Ипатовской сельхозтехнике, в настоящее время филиал «Стройоптторга», он помогает всем своим коллегам, чем может в вопросах поставки запасных частей.Годы учёбы в техникуме твёрдо и навечно остались в наших сердцах, в нашей памяти — потому что это годы нашей судьбы — годы нашего становления. Это лучшие годы нашей юной жизни, когда мы воспитывались и формировались, где мы получили первую путёвку в самостоятельную жизнь. Хочется пожелать — пусть наш родной техникум всегда процветает!

Воспоминания выпускницы педагогического отделения 2007 года Веры Манжиковой

2004 год.. Мы, совсем еще юные, немного растерянные, но предвкушающие какую-то новую жизнь, ступили на порог Башантинского аграрного колледжа. Вчерашние школьники, мы немного гордились, приобретя новый статус – «студент». Наконец мы узнаем, что же такое «пара», сессия и правда ли, что студенты плохо питаются и мало спят.

В группе почти 30 девушек, мы присматриваемся друг к другу, знакомимся, ищем друзей или единомышленников. Все в приподнятом настроении, с горящими глазами, хоть и делают вид, что настроены более чем серьезно.

Каждый день после пар (мы узнали, что это такое и очень уставали в первое время) мы бежим к доске информации, где висит расписание, это необычно, ведь в школе все составлено на год вперед. Были среди нас те, кто общался со студентами старших курсов и узнавал характер преподавателя, который будет вести ту или иную дисциплину. Этот добряк, тот строгий, третий любит, чтобы пересказывали слово в слово. Мы, конечно, брали это на заметку.

Началась пора конспектов. Так много пишут, наверное, только студенты. В первое время с непривычки болели руки. Нас радовало то, что не нужно носить в сумке несколько учебников – оказывается, студенты носят с собой в основном тетрадки. А как интересно было узнавать новое – психологию, педагогику, методики преподавания, основы юриспруденции, мировую художественную культуру.

В новинку было получать стипендию. Еще выдавали талоны в столовую. Один талон номиналом в пять рублей, кажется. На эту сумму можно было купить первое, салат и компот. Второе блюдо брали реже – экономили. Потом узнали, что за восемь рублей тут можно купить хлеб собственного производства. Тогда талоны тех, кто жил в общежитии, пошли на покупку хлеба, еще бы – горячий, вкусный как в детстве.

Привыкали к новому расписанию звонков, забывали студенческий билет, из-за чего приходилось возвращаться домой, с нетерпением ждали большую перемену, ведь в первый год нашей учебы она длилась 45 минут. Некоторые успевали за это время даже на рынок сходить, если была пятница.

Иногда после перемены лень было возвращаться на третью пару и, чего греха таить, мы прогуливали. Не все, некоторые. Если бы не куратор Какушкина Валентина Ильинична.

Благодаря ее неусыпному контролю и активной жизненной позиции наша группа не раз занимала призовые места по итогам успеваемости и посещения, которые подводились в конце семестра. В качестве награды – экскурсии в другой город. Мы ездили в город — герой Волгоград и в столицу республики – Элисту. Стоит ли говорить о том, сколько впечатлений, приятных эмоций и воспоминаний осталось в памяти от этих поездок.

Мы дружно ходили в магазин канцелярских товаров, чтобы приобрести предметы, которыми никогда ранее не пользовались: скоросшиватели, канцелярский нож, файлы. И не совсем понимали, зачем нам пластилин, клей, краски, кисти, цветная бумага и прочее. Собирали на улице растения для гербария, рисовали натюрморты и пейзажи, постигали нотную грамоту (даже такое было), лепили из соленого теста, шили. А так же конспектировали лекции о педагогической системе Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, принципы воспитания А. С. Макаренко, заново учились чистописанию, делали картотеку игр, рисовали азбуку.

А как все волновались перед практикой! Но, как говорится, не так страшен черт, как его малюют. Когда есть знания, энтузиазм и поддержка преподавателей, справиться с задачами не сложно. Было интересно готовиться к урокам, продумывать план-конспект, наглядный материал, писать отчет и участвовать в конференциях по окончании практики. Наверняка многие студенты до сих пор помнят учеников начальных школ, их классных руководителей, которые выступали и в качестве наших наставников.

А гимн студентов на латинском языке! Разбудите любого выпускника посреди ночи, и он исполнит если не всю песню, то первые два куплета точно.

Студенческие годы – это не только учеба. Помимо призовых поездок в другие города, мы участвовали в конкурсах, концертах, викторинах, ходили на экскурсии, работали вожатыми в летнем лагере, где уже с детьми посетили много выставок, музей и даже ходили в кино на мультфильмы. А еще дружили, гуляли, ходили на концерты, в походы. Мы приобрели друзей, с которыми поддерживаем связь и по сей день.

И с теплотой, благодарностью и восхищением вспоминаем своих преподавателей, их труд, заботу, терпение. Особенно спустя годы, становясь взрослее и мудрее. Спасибо Вам за все!

Воспоминания выпускника агроотделения 1958 года, доктора сельскохозяйственных наук, профессора Нагорного Виктора Дмитриевича

Сегодня Башантинский колледж готовится отмечать 100-летний юбилей. В жизни одного человека это большой срок, а в истории становления и деятельности учебного заведения – это годы накопления опыта успешной теоретической и практической подготовки специалистов, это — период целеустремленной, доброй и благородной деятельности нескольких поколений преподавателей, как тех, кто организовывал и формировал учебное заведение, и ныне убеленных сединой работающих ветеранов, так и молодого поколения преподавателей, продолжающих преумножать авторитет и славу колледжа. Это – был и, уверен, в дальнейшем будет непрерывный и сложный период совершенствования учебного процесса, постоянного обновления материально-технической базы и структурной трансформации техникума, нацеленных на повышение уровня подготовки специалистов среднего звена, отвечающих запросам времени и требованиям сельскохозяйственного производства и социальной сферы.

Для всех, кто учился и окончил Башантинский техникум 50-60 лет назад, он, по-прежнему, свой, родной, который в памяти остается таким же молодым, активным и в учебе, и в производственной сфере, каким мы его знали в годы нашего обучения.

Когда в 1920 году на Первом Общекалмыцком съезде Советов была провозглашена Автономная область калмыцкого народа, было принято постановление об образовании сельскохозяйственного техникума с четырехлетним курсом обучения с отделениями: животноводства и молочного дела, земледелия, огородничества и садоводства в Башанте. Не сомневаюсь, что, отцы-учредители этого создаваемого учебного учреждения следовали завету основателя советского государства В.И. Ленина, а именно: им нужно было найти то основное звено «за которое

надо было всеми силами крепко ухватиться, чтобы овладеть всей цепью в ближайшем будущем наверняка. А иначе нам всей цепью не овладеть, фундамента социалистических общественно-экономических отношений не создать».

    Таким «звеном» была первоочередная задача ликвидации неграмотности населения в степном краю и подготовка кадров для всех отраслей сельскохозяйственного производства. Именно такое понимание первоочередных задач советской власти, дальновидность и мудрость наших предков позволили сформировать этот техникум и превратить его в хорошую кузницу сельскохозяйственных кадров. Если в первый год обучения (в 1921 году) было только 25 учащихся, то в настоящее время их количество на всех курсах только дневного обучения превышает более пятисот человек. Более 30 тысяч специалистов – агрономов-полеводов, зоотехников, ветеринаров и механиков было подготовлено за все годы деятельности техникума. И он вправе гордится тем, что в самые трудные годы становления и в нелегкие послевоенные годы он смог подготовить такое количество специалистов для сельского хозяйства.

    Будучи практически единственным специализированным средним учебным заведением в южном регионе России, Башантинский сельскохозяйственный техникум через своих выпускников внес большой вклад в развитие сельскохозяйственного производства и социальной сферы не только в Республике Калмыкия, но и в ближних и дальних областях Советского Союза — в Республиках Северного Кавказа, в Ставропольском и Краснодарском краях, в Ростовской, Волгоградской и Астраханской областях и даже в Украине. Подтверждением этому является следующий факт. В нашей группе в 1954-58 годы обучалось 36 человек (16 мужчин и 20 девушек) разного уровня общей подготовки, и все они представляли перечисленные выше области.  В этой группе были учащиеся в возрасте 23, 25, 28 лет и совсем молодые ребята-подростки 14-16-ти лет от роду. Несмотря на разный возраст, группа отличалась сплоченностью, уважительностью, большим дружелюбием и взаимопомощью. Старшие помогали младшим, особенно девушкам, осваивать трактора, комбайны и машины, почвообрабатывающую и посевную технику. Преуспевающие младшие подтягивали старших по

русскому языку, математике и химии. Добрые и уважительные взаимоотношения всех обучавшихся были и в быту. Этим вся группа славилась и считалась самой лучшей в техникуме до самого выпуска в 1958 году.

  Примечательно было и то, что одновременно с получением диплома агронома-полевода выпускники агрономического отделения получали удостоверения тракториста и комбайнера. Опыт эксплуатации этих машин и другой техники учащиеся получали, работая на тракторах и комбайнах в период каникул. В период еще нераспаханных целинных земель, на которых впоследствии в Городовиковском районе был создан совхоз «Южный», мой добрый товарищ Мелешко Василий и я, будучи еще студентами, работали на тракторах «НАТИ» и ДТ-54, поднимая целину, и на прицепных комбайнах «Сталинец-6», убирая большой урожай 1956 года. 

Учеба в техникуме позволила многим выпускникам успешно начать производственную работу непосредственно в колхозах и совхозах на должностях бригадиров, агрономов-полеводов, старших и главных агрономов в районных управлениях сельскохозяйственным производством. Многие из них смогли получить высшее образование посредством очного или заочного обучения. Для преобладающего большинства выпускников учеба в техникуме это стало основой, фундаментом для дальнейшего профессионального и карьерного роста. Третья часть выпуска агрономов-полеводов 1958 года значительно продвинулась до руководителей сельскохозяйственных предприятий и административных должностей в органах государственного управления. В частности выпускники нашего выпуска я не могу не назвать их:

Быкадоров Василий Григорьевич после окончания техникума работал в колхозе имени ХХ партсъезда Городовиковского района на должности агронома бригады, главного агронома колхоза, старшего агронома районного управления и начальника Городовиковского районного управления сельского хозяйства. Признан Заслуженным работником сельского хозяйства Республики.

Заикин Иван Денисович с момента поступления на должность главного агронома-семеновода в 1958 году в созданном в 1956 году

целинном совхозе «Южный» Городовиковского района и до 1986 года оставался на этой должности. 

Коденко Александр Александрович начал работу в одном из крупнейших совхозов Ростовской области в совхозе «Сальский» в качестве агронома отделения, а затем был переведен на должность главного агронома совхоза и до конца жизни поддерживал высокий статус совхоза, как предприятия с высокой культурой земледелия.

Мелешко Василий Акрисанович имел сравнительно длинный послужной список: агроном, бригадир-полевод в хозяйствах Ростовской области, затем перешел на работу главным агрономом Яшалтинской сельскохозяйственной инспекции, впоследствии был переведен на должность начальника управления сельским хозяйством этого района. После длительной работы в этой должности был переведен на должность заместителя министра сельского хозяйства Республики Калмыкия.

Передрей Надежда Афанасьевна во время обучения в техникуме отличалась упорством в изучении всех дисциплин в учебной программе агрономического отделения, благодаря чему, очевидно, выработала твердый характер. Она одна из первых быстро прошла дистанцию от агронома отделения плодосовхоза «Лесная дача» Ставропольского края в 1958 году, до главного агронома и директора этого совхоза в 1975 году. Последняя ее должность – руководитель департамента плодоовощеводства в Министерстве сельского хозяйства Ставропольского края.

Сарычев Николай Егорович начал свою работу в колхозе «Родина» Песчанокопского района Ростовской области в качестве агронома бригады, затем главного агронома колхоза до 1968 года и председателя колхоза (1968-1979 гг.). В 1979-83 гг. работал и был назначен на должность председателя районного исполнительного комитета депутатов трудящихся Песчанокопского Района. В 1983-1993 годах работал в должности первого заместителя сельскохозяйственного управления района, 1993-2000 гг. – председатель районного комитета по земельным ресурсам, 2000-2010 гг. -начальник единой диспетчерской службы Песчанокопского района Ростовской области.

Хмелевской Владимир Иванович (1940 г. Р.) После окончания техникума в 1958 году, как призывник, был направлен на обучение в танковое училище, где основательно закрепил приобретенные знания по эксплуатации и ремонту двигателей внутреннего сгорания — тракторов. Владимир Иванович учился и затем вернулся в родной техникум, где вместе с нашей любимой учительницей по механизации сельскохозяйственного производства Надеждой Ивановной Шлыковой он стал преподавать на курсе механизации и электрификации сельскохозяйственного производства. Глубокие знания предмета и заимствованная в танковом училище методика преподавания позволили ему сформировать доходчивую методику преподавания и создать многочисленные наглядные учебные и контрольные стенды.

    Отмечая это, мы с особой теплотой вспоминаем наших преподавателей, которые достойны упоминания в истории техникума за их благородный и благодарный труд и пример служения своей профессии. Для нас они были учителями с родительским отношением к нам, тогда еще подросткам, и с уважительным, товарищеским отношением к нашим старшим сокурсникам.

Это Высочкин Георгий Яковлевич, Джинцанов Бадьма Басанович, Крайнев Владимир Захарович, Крайнева Татьяна Леонидовна, Михельсон Константин Захарович,  Николенко Дмитрий Никитич, Светличный Иван Васильевич, Шлыкова Надежда Ивановна.

В моей жизни и практической работе диплом агронома-полевода, полученный в Башантинском сельскохозяйственном техникуме, был в1962 году входным билетом в Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (УДН). Дело в том, что в первые четыре года, с момента основания Университета, в нем не было вступительных экзаменов, а студентов отбирали в других вузах по результатам вступительных экзаменов.

Основатель сельскохозяйственного факультета в Университете профессор Кузнецов Иван Матвеевич, проработавшей в сфере высшего и среднего специального образования много лет, был хорошо осведомлен об успешной работе Башантинского техникума. И когда он узнал, что в Сельскохозяйственной Академии имени К.А. Тимирязева успешно сдал

вступительные экзамены выпускник этого техникума, он лично приехал в Академию и сказал: «Вы будете учиться в Университете дружбы народов. Нам нужны хорошо подготовленные абитуриенты и имеющие практический опыт работы в сельском хозяйстве».

    Вот так неожиданно я стал студентом самого престижного университета в Советском Союзе. Но не только на этапе поступления в этот ВУЗ мне помогло обучение в техникуме. На всех этапах  последующей практической и преподавательской работы хорошие знания и опыт, полученные в техникуме, помогали мне быстро ориентироваться во всех сферах сельскохозяйственного производства и на родине, и в других странах, куда меня направляло министерство сельского хозяйства страны. Благодаря владению английским и испанским языками, с 1966 года до настоящего времени я побывал в коротких и длительных служебных командировках в 16 странах.

    Особенно интересными и полезными были длительные командировки в Англию (1974-1978 гг.), в Канаду (1995-2000 гг.). Аналитические справки, отчеты о моих командировках Министерство сельского хозяйство страны использовало при принятии кардинальных решений по вопросам развития сельскохозяйственного производства в стране в разные периоды до и после существенных аграрных и структурных преобразований в стране. Именно опыт практической производственной научной и преподавательской деятельности позволяют правильно понимать и объективно оценивать особенности сельскохозяйственного производства как в родных краях, так и в различных странах.

В настоящее время, когда обсуждается республиканская программа развития мясного скотоводства в Калмыкии, оказались востребованными мои знания в сфере законодательных, организационных и технологических основ, необходимых для реализации такой масштабной программы. Еще раз повторю, что основой моей успешной производственной, научной и преподавательской деятельности неизменно считаю знания и практический опыт, полученные в Башантинском сельскохозяйственном техникуме, и я всегда мысленно благодарю за это своих незабвенных учителей.

Воспоминания выпускницы зоотехнического отделения 1941 года Лазаревой Марии Меркуловны

Я, как выпускница техникума, а затем его преподаватель, проработавшая  в нем более 40 лет, постараюсь в этой статье, на основе своих воспоминаний, вкратце, изложить историю коллектива техникума.

Техникум был основан в 1920 году. Это были трудные годы после Октябрьской революции. Разруха, бедность, голод, сплошная неграмотность, коллективизация и т.д. Техникум создавался на равном месте, с нуля. Не было материально-технической базы, большая неукомплектованность высококвалифицированными кадрами преподавателей. Но благодаря усилиям небольшого, в то время, всего коллектива и первых директоров: Кравченко, Порох, Джирентеева, Джинцанова техникум стал не только кузницей высококвалифицированных кадров, но и образцом культуры и прогресса для всей степной Калмыкии.

Принимали в техникум на 1 курс учащихся окончивших 7 классов. Одновременно в техникуме до 1938 года функционировало подготовительное

отделение: первое и второе. На 1 подготовительном отделении принимали учащихся, окончившие 5 классов, на 2-е подготовительное – окончившие 6 классов и успешно сдавших приемные экзамены по трем предметам. Учащиеся 2-го подготовительного отделения по текущей успеваемости переводили на 1 курс основного отделения. Я поступила в техникум в 1936 году на базе 6 классов.

    Здоровый, сплоченный коллектив техникума набирал силу. Уже к 1936 году в техникуме была мощная материально-техническая база. Оснащены учебные кабинеты и лаборатории ценными наглядными пособиями. Особо плодотворными были 30-40 гг.

     С 1932 г.по 1938 г. директором техникума был Шухер Моисей Семенович. Это, как говорят в народе, человек от бога. По итогам работы за 1933-34 учебный год Наркомпрос РСФСР наградил коллектив техникума Почетной грамотой и большой денежной премией, как один из лучших сельскохозяйственных техникумов РСФСР. По тем временам, эта была высокая награда и огромные деньги. За эти деньги техникум приобрёл необходимую  мебель для общежитий, клуба, столовой и постельную принадлежность для общежитий .

     Из всей плеяды завучей хочу остановиться ещё на одной уникальной личности Федоре Петровиче Куликове, работавший в бытность с М.С. Шухер. Человек высокий степени культуры, образованности, трудолюбия, требовательности. Студенты его  и боялись, и любили.

      В предвоенные годы директором техникума был Джинцанов Б.Б., завучем Сигалов Михаил Борисович. Все показатели по учебно-воспитательной и производственной деятельности техникума держались стабильно на уровне 30-40 годов.

     Началась война. В июне 1941 г. Техникум выпустил из своих стен большую армию высококвалифицированных специалистов: агрономов, зоотехников, веттехников. Все мальчики тут же были мобилизованы на фронт, а девочки были направлены на работу в хозяйства нашей Республики . Я, и мои подруги Люба Радионова, Аня Щиряева получили направления в Кетченерский район, Цаган-Нуровский зооветпункт. С большим трудом мы добирались до г. Элисты, так как рейсовые автобусы и другой транспорт уже были отменены. Когда фронт был вблизи Сталинграда мы принимали непосредственное участие в перегоне скота в Западный Казахстан.

Возобновил свою учёбную деятельность техникум в сентябре 1943 года. Деректором был Киричек Алексей Иванович, фронтовик, инвалид, завуч — Мария Дмитриевна Пименова, работавшая в предвоенные годы преподавателем «Анатомия и физиология животных».

Начался быстрый восстановительный период. В техникум стали возвращаться бывшие учащиеся и преподаватели – фронтовики. В конце 1946 г. был назначен директором техникума Высочкин Георгий Яковлевич, бывший гл. зоотехник совхоза «Комсомолец», проработавший в техникуме до августа 1956 года. О нём в техникуме говорили… «вот пришёл человек,

мастер на все руки». Да, это было действительно так. С фронта в техникум пришли по существу асы — преподаватели. Я позволю себе с гордостью

назвать их поимённо:

              Крицкий Пётр Фёдорович,

             Модин Александр Иванович,

             Джинцанов Бадма Басанович,

             Светличный Иван Васильевич,

Власов Владимир Николаевич,

Эрендженов Урубжур Сарилович,

Воронцов Иван Алексеевич,

Николенко Дмитрий Никитич,

Колпакова Анна Васильевна.

И вот они-то и открыли нам послевоенный трудовой фронт.

     С 1949 г. по 1956 г. техникум был участником ВДНХ, где был представлен материал по учебно-воспитательной работе, лучшие работники техникума (Кулин Н.И., Лазарев М.Е., Пигунова М. и др.) А также были представлены лучшие животные, коровы-рекондистики и лошади.

В техникуме хорошо была поставлена кружковая и опытническая работа, и техническое творчество учащихся. Учащиеся не только повышали уровень практических знаний, но имели непосредственную связь с производством .

Особенно хорошо была поставлена работа при кабинетах: растениеводство (Дзюба Л.И.), терапия (зав. КорнееваТ.А.), анатомии и физиологии (зав. Марценюк Л.А.), овцеводство и козоводство (зав. Лазарева М.М), плодоводство и овощеводство (Имкенова Э.Р.).

Работали в техникуме и другие кружки: художественные, спортивные, музыкальные. При оценке их работы учитывали не только профессионализм участников, но и их массовость. Хор достигал до 70-100 человека. Участники художественной самодеятельности выезжали с концертами не только в хозяйства нашего района, но и за его пределами. Концерты были платные и бесплатные. Художественным руководителем был Аракчеев, а руководителем духового оркестра Семенихин. На территории техникума было много цветочных клумб, хороший яблоневый сад, танцевальная площадка и даже действующий красивый фонтан, расположенный между вторым учебным корпусом и директорским кабинетом. На территории техникума всегда была чистота и порядок. Эту работу долгое время выполнял самый добросовестный, честный работник дядя Арша. Танцевальная площадка, духовой оркестр, спортзал, концерты привлекали студентов и местную молодежь на здоровый, культурный отдых.

        Хозяйственной частью долгое время — 40 лет руководили Лазарев М.Е. и Казарчук И.Ф. (комендант). Они отличались особой рачительностью, простотой душевной, требовательностью к себе и окружающим. Столовая студенческая рассчитана на 50 мест. Обеды были дешевыми и вкусными. Всеми продуктами обеспечивал учхоз. В общежитиях открывать кухни было запрещено.

       Хочу вкратце осветиться на работе ученого хозяйства. Еще в довоенное время он был одним из крупных многоотраслевых учхозов среди техникумов РСФСР по численности скота и земельных угодий. На ферме КРС было создано племенное ядро по красностепной породе, племенная конеферма по двум породам: донская и буденовская. Племенные жеребцы под кличками “Бостон” и “Биссер” на спортивных соревнованиях всегда занимали 1 место.

На конеферме работали опытные тренеры и жокеи, уход за ними осуществлял влюбленный в коневодство Кулик Никонор Иванович, позже участники ВДНХ. На овцеферме было в основном грубошерстное овцеводство, но проводили уже метизацию баранами тонкорунной породы советский меринос. Много лет на ферме работал трудолюбивый, честный и очень скромный чабан Сальников Павел Иванович. На ферме применялся сплошной ручной труд. Даже такой трудоемкий процесс, как стрижка, проводился вручную, с помощью ножниц, а норма для студента была 10

овец. На птицеферме разводили русскую белую породу кур, заведовала фермой Пигунова М.Г.. Главным зоотехником учхоза работал Абушинов Николай  Цеденович. Управляющим учхоза до июля 1941года был Прибытко Юрий Сергеевич. Окончивший Московскую академию, он был молодоым, высокообразованным, трудолюбивым, одним из самых рачительный хозяев учхоза.

     В те времена не было легковых машин и наш Юрий Сергеевич ездил на красивой тачке, запряженной парой гнедых лошадей. Бывало едет Юрий Сергеевич в техникум,а идущие в школу дети останавливались и любовались этой красотой, а потом бросались в след. Но несмотря на все доброе, хорошее, что сделал Юрий Сергеевич для учхоза, ему не повезло в первые дни войны. Проводилась срочная мобилизация на фронт не только людей, но и техники. Он срочно должен предоставить два отремонтированных трактора, в срок не уложился и по закону военного времени был арестован и осужден военным трибуналом, правда, на небольшой срок.

     Чтобы воспитать подростка, дать ему знания и путевку в жизнь – сколько надо сил, умения, терпения. И все эти ценные качества вложены были в душах наших преподавателей, которых я вписываю в эти строки для истории техникума, поименно:

  1. Богинский Викентий Николаевич (математик)
  2. Михельсон Константин Михайлович (физик)
  3. Станкевич Антонина Иосифовна (химия)
  4. Кирсанов Лидже Булинович (Обществоведение)
  5. Ковтунова (Кирсанова) Нина Иосифовна (агроном)
  6. Волошина Вера Ивановна (овцевод)
  7. Попова Клавдия Иосифовна (инженер)
  8. Дмитриев Виктор Николаевич (агроном)
  9. Орлов Федор Петрович (зоотехник-коневод)
  10. Пименова Мария Дмитриевна (зоотехник)
  11. Волошин Георгий Васильевич (историк).

Венцом работы коллектива техникума является подвиг, который совершил в годы великих испытаний ВОВ, выпускник Зоотехнического отделения Герой Советского Союза Федор Григорьевич Попов, которого я помню и хорошо знала его и его жену Анну Михайловну и дочь Светлану.

Я, очень счастлива, что с 15-летнего возраста и до ухода на заслуженный отдых, я трудилась в этом большом, здоровом, образованном и всегда молодом коллективе. История техникума и моя жизнь. В этом коллективе более 40 лет трудилась и мои родители. Я часто думаю, что коллектив техникума оказывал влияние и на воспитание моих братьев, хотя они в нем не учились. Оба моих брата погибли на фронтах ВОВ, меньшему – Георгию присвоена высшая степень отличия Героя Советского Союза (посмертно).

 

Воспоминания выпускницы гидроотделения  1984 года Антонины Ивановны  Гайдуковой

Первого сентября 1980 года мы стали студентами 1 курса гидромелиоративного отделения Башантинского с/х техникума. По сложившейся традиции после торжественной линейки все шли на классный час, где знакомились с классным руководителем.

    Первым нашим классным руководителем была Аншакова Дина Павловна— строгая, но справедливая. Мы с уважением к ней относились и всегда прислушивались к её советам. Но вскоре она заболела и нашим новым классным руководителем стал Чертов Валерий Яковлевич. Он учил нас любить свою профессию, с уважением относиться к людям, окружал своей теплотой и заботой, но в тоже время всегда доверял нам и хотел чтобы мы были самостоятельными. Группа наша была одной из первых экспериментальных как тогда её называли, потому что была набрана на базе 9 классов с оценками в аттестате только «4» и «5». Это, конечно же, было видно по всем показателям. Мы были всегда активными участниками и победителями общетехникумовских мероприятий, за что неоднократно награждались различными поездками в город-герой Волгоград, город Новочеркасск и т.д.

    Валерий Яковлевич говорил о нас всегда с гордостью «Это же мои…». Группа была очень дружной, годы учебы, проведенные в техникуме в нашей памяти остались веселыми, светлыми, романтичными. Каждый год после окончания курса мы обязательно ходили в поход с ночевкой, где очень активно отдыхали. Старостой группы была Чаплыгина Людмила, она очень умело руководила группой, всегда ответственная и исполнительная, её слово

в группе было закон для всех. Каждые пять лет первое воскресенье июня мы проводим встречи вот уже на протяжении 35 лет.

    С большой благодарностью вспоминаем наших преподавателей, которые все четыре года старались вложить в нас все самое лучшее — это Чертов В.Я, Ковалев В.А. Ильченко Л.И., Шарапов А.А., Астанин С.Ф., Чурюмова В.А., Еременко Л.И., , Шарапова В.М., Федоров В.Г., Архипова Л.Ф. и др.

    От имени выпускников 1984 года гидромелиоративного отделения Башантинского с/х техникума хотим поздравить  с предстоящим юбилеем- 100 летием и пожелать дальнейшего процветания. Коллективу преподавателей пожелать крепкого здоровья, благополучия, терпения, мудрости. Пусть сбудутся все ваши желания и оправдаются ожидания. Будьте счастливы!

 

Форма обратной связи

error: Content is protected !!
Яндекс.Метрика