Отечественное и мировое педагогическое сообщество в этом году отмечает знаменательную дату: 100-летие со дня рождения В.А. Сухомлинского, выдающегося советского педагога 20 века. Не осталась эта дата незамеченной и Башантинском колледже имени Ф.Г. Попова, где прошел научно-практический семинар «Василий Александрович Сухомлинский и его вклад в развитие современного образовательного процесса», посвященный талантливому учителю, великому ученому, Героя Соц. Труда, члену корреспонденту Академии Педагогических наук СССР, кандидату педагогических наук, создателю народной педагогики, заслуженному учителю школы Украины ВАС. Участники семинара, преподаватели колледжа и студенты педагогического отделения, прикоснулись к педагогическому наследию Сухомлинского.
О его основных вехах биографии и педагогической философии рассказала Л.И. Маликова, подчеркнув, что Сухомлинский является автором 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 сказок. Общий тираж его книг составил около четырех миллионов экземпляров на разных языках мира. С некоторыми из них, присутствующие смогли познакомиться воочию. Книгой его жизни стала книга – «Сердце отдаю детям» переиздававшаяся 23 раза на 46 языках мира.
Я сердце детям отдаю, а это значит:
Когда душа порой болит и плачет,
И в жизни как-то шатко всё и зыбко,
Скрыть эту боль и в класс войти с улыбкой…..
Путешествие по страницам книги, получившей публичное признание, провели студенты 3-4 курса педагогического отделения: Ступа Е., Семенчук Е.., Багрянцева С., Демьянова А., Куприянова Н.
Свою точку зрения по этому педагогическому труду высказала Л.Ф. Архипова.
Дружный педагогический коллектив сегодня является залогом успеха учебно-воспитательной работы, отметила в своем выступлении Е.А. Михайлинова. Духовный мир коллектива и духовный мир личности формируется благодаря взаимному влиянию. Человек много черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного, духовно богатого мира составляющих его людей.
Особую роль в учебно-воспитательном процессе великий педагог отдавал личности учителя. Он говорил, что благороднейшая и труднейшая профессия требует от человека, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу. Профессия, эта нелегкая, но она творческая, интересная, жизненно нужная.
О роли личности учителя в педагогическом коллективе рассказала Е.В. Савкина. Предметом особого внимания педагогического коллектива Сухомлинского было эстетическое воспитание. В методике организации уроков, в системе внеклассной работы, в формировании духовных интересов коллектива- везде направленность воспитания на развитие гармонически развитой личности, развитие творческих способностей. О пути познания красоты и воспитания чувств поведала В.И. Какушкина.
Главным назначением учителя В.А. Сухомлинский считал не только дать определенную сумму знаний ученикам, но и развивать их ум, научить учиться, чтобы они видели плоды своего умственного труда, подчеркнула в своем выступлении С.Б. Джумашева.
С первых шагов работы в школе Сухомлинский прививал детям любовь к труду, воспитывал у них уважение к людям труда. Это был предмет его особой заботы. В течение многолетнего опыта трудового обучения и воспитания у Сухомлинского сложилась своя система и свои принципы трудового воспитания. Сухомлинский считал, что нельзя воспитать человека, ничего не требуя от него, не формируя в его сознании понятий «нужно», «должен», «обязан».О принципах трудового воспитания рассказала Т.П. Церенова.
Всю свою жизнь Василий Александрович посвятил самому сложному, трудному, но благородному делу – воспитание детей. Он хотел видеть их идейными, нравственными, трудолюбивыми, эстетичными, здоровыми, физически развитыми и патриотами своей Родины. Очень важно научить ребенка любить людей и творить для них добро, а начинать надо со стремления творить добро для матери, отца, дедушке и бабушке для близких. Об этом в своем выступлении говорил Е.С. Нимгиров.
Благородную задачу воспитания человека нельзя решить без содействия семьи, эта мысль часто прослеживается в трудах педагога- новатора. Отец и мать-это первые учителя и воспитатели. Сухомлинский постоянно напоминал родителям, что воспитание ребенка – это общественный, гражданский и патриотический долг. «Мы продолжаем себя в детях» этой мыслью пронизано все его творчество. Родителей следует учить умению и навыкам воспитывать детей. Сухомлинский был убежден, что педагогика должна стать наукой в первую очередь и для всех родителей. О родительской педагогике рассказала С.В. Майданикова.
Всю свою жизнь Василий Александрович посвятил благородному делу — обучению, воспитанию и развитию детей. Педагогический процесс в современном изложении это образование, воспитание и обучение. Сухомлинский В.А считается классиком педагогики. Так что же он внес для современников. На этот вопрос в своем выступлении ответила Р.Ф. Лалушева.
Хочется отметить, что каждый из выступающих не просто излагал основные принципы педагогического учения Сухомлинского, а проектировал его взгляды на свою педагогическую деятельность, приводя примеры из собственного опыта.
«Оригинальная система воспитания великого педагога, гуманного учителя с большой буквы-гуманна, ненасильственная, нестандартная интересует не одно поколение педагогов и родителей, потому что самое главное было в жизни Сухомлинского-это всесторонне развитие личности» – подвела итоги методист колледжа Л.А. Григорьева – «Его поиски не навязчивы, и в будущем помогут многим преподавателям найти себя. Его творчество неисчерпаемо, ведь «в мире есть единственное измерение богатства, красоты, величия-Человек».
В заключении семинара ярко и выразительно прозвучало стихотворение, посвященное В.А.Сухомлинскому «Я сердце детям отдаю», в исполнении С.Б. Джумашевой.